DAY$, 19.11.2018, 01:25
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Статьи и очерки

о путешествиях

Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [11]
Научно-популярное и худ.видео [1]
Научно-популярное и худ.видео

Главная » Статьи » Мои статьи

Карелия (Петрозаводск, остров Кижи, водопад Кивач) Часть 1
[color=blue][size=150][b]Карелия (Петрозаводск, Кижи, водопад Кивач)[/b][/size][/color]

Когда становится невыносимо в нашем огромном мегаполисе, я люблю сбегать из Москвы, хотя бы на выходные. В этот раз был совершен "побег" в Карелию - край лесов и озер, сказок и легенд.
Итак, вечером в пятницу мы садимся в фирменный поезд 18А и едем до Петрозаводска. Просыпаюсь рано утром, когда еще не рассвело, и вижу в утреннем тумане причудливые очертания засохших елей, болотца, подернутые ряской, и озорные извилистые речушки.

[b]Вид из окна[/b]

[url=http://radikal.ru/fp/78f6005f3a7d4534ab96faf935036d78][img]http://s018.radikal.ru/i522/1308/50/f09c7f8aace0.jpg[/img][/url]

[url=http://radikal.ru/fp/f64bdef50e37481b95c52c5d34c190d5][img]http://s019.radikal.ru/i633/1308/fa/f246223e78b7.jpg[/img][/url]

[url=http://radikal.ru/fp/03a284c773aa4578aa47ab7f7fd35224][img]http://s020.radikal.ru/i717/1308/1a/dc0b6da75c10.jpg[/img][/url]

Приезжаем в Петрозаводск рано утром, на платформе нас встречает девушка с табличкой "Карелия лайнс", наш туроператор и проводник на оба выходных дня. Поскольку мы налегке, закидываем рюкзаки в багажник машины, и едем завтракать. Проезжаем по утреннему еще сонному городу, и я отмечаю для себя, что в центре дома старой, послевоенной застройки. Дейсвительно, так и оказалось. За годы войны центр города был практически разрушен, поэтому в послевоенные годы началось бурное строительство жилья. Сейчас застройка идет только в новых районах, центр города остается нетронутым. А невысокие дома прекрасно гармонируют с историческими постройками в центре Петрозаводска.

[color=blue][b]История Петрозаводска[/b][/color]

Город обязан своим появлением императору Петру Великому: именно по его инициативе в устье реки Лососинки был построен завод по переработке железа. В короткие сроки здесь же было построено еще несколько заводов для обеспечения нужд фронта в Северной войне: полным ходом шло производство военного снаряжения.
Петровский завод был огражден искусственной насыпью, на валах разместили пушки, и территория завода превратилась в хорошо защищенную крепость, способную обороняться в случае нападения шведов. Уже к концу 1704 года Петровский завод стал одним из крупнейших предприятий России и производил сотни чугунных пушек, тысячи шпаг и штыковых ружей. Деятельность завода контролировалась лично Петром 1. в следствие чего для него был возведен двухэтажный деревянный дворец. Местность вокруг дворца засадили садами, неподалеку была построена церковь Петра и Павла, купол которой венчал высокий шпиль.
Вокруг здания завода для его рабочих строили дома — так возникло поселение, которое назвали Петровская слобода. Росла слобода, в связи с этим требовалось больше рабочей силы на завод. Уже больше ста домов насчитывалось в слободе к 1917году, а также больница, тюрьма, две церкви, харчевня. В школе обучали горнозаводскому делу, там же преподавали арифметику, рисование, географию, артиллерию, инженерное дело.
После победоносного окончания Северной войны в 1721 году поменялся профиль завода: производство пушек остановлено, многие мастера перебрались в Екатеринбург, теперь велось производство материалов для строительства верфей, Балтийского флота и нового города Петербурга. В 1735 году в связи с закрытием заводов жизнь приостановилась. Петровский завод стал самым передовым по стране, по своему техническому оснащению, качеству выпускаемой продукции. Но война с Турцией подорвала его развитие.
В связи с быстрым ростом спроса на продукцию завода и расширением слободы императрица Екатерина II назвала ее Петрозаводск и наделила статусом города. Императорский монетный двор заказал машинку для чеканки монет она стала гордостью для мастеров завода. В Петербург, который строился, отправляли бюсты и статуи известных людей, решетки, ворота, перила мостов и многое другое.
Уже к середине XIX века в Петрозаводске появились каменные дома, каменный гостиный двор, который стал центром торговли. Рядовые рабочие завода проживали в казармах, а отличившимся было дозволено строить собственные однотипные избы: высотой в один этаж, с двумя окошками на фасаде, материалом постройки служило дерево. Жители ходили за дичью, грибами в окружавший город густой лес.
Петрозаводск - культурный центр края, несмотря на то, что он провинциален. Юноши и девушки имели возможность получить образование во всевозможных училищах: мужские и женские гимназии, семинарии. Еще в начале XIX века в городе появилась собственная типография, чуть позже начала печататься местная уездная газета, а уже в 1860 году начала свою работу публичная библиотека. Культурную жизнь города поддерживали регулярные любительские спектакли, концерты самодеятельности, музыкальные вечера.
Символом Петрозаводска и главными его воротами является Вокзал. Строительство вокзала взаимосвязано с историей города после войны. Вокзал с самого момента постройки до Великой Отечественной войны располагался в двух километрах от центра. Город был полностью разрушен после войны и напоминал руины,в связи с этим прибавилось работы архитекторам. Здание вокзала было перенесено ближе к центру города. Установление шпиля на вокзале было запрещено правительством. Но шпиль уже был изготовлен, а так ка его некуда было деть, он все таки был установлен.
Интересные факты хранит история районов города. В древние времена на территории современного Петрозаводска располагалось более тридцати поселений, древнейшее из которых появилось 8000 лет назад. В середине 16 века появилось село Соломенное, названо он было так в честь реки, на котором оно находилось. В настоящее время село считается поселком городского типа. Как район Сулажгора появилось село под названием Починок, позже оно вошло в состав Петрозаводска.
Излюбленным местом отдыха горожан является местечко на берегу Онежского озера. -Центральная набережная, которая выложена камнем. На озере находится музей деревянного кораблестроения. А рядом с самой набережной находится чудесный парк.. По периметру набережной располагаются удивительные скульптуры городов -побратимов, выполненные из дерева и металла на городских заводах.
На проспекте Александра Невского расположился кафедральный собор Святой Троицы, который считается одним из самых величественных в городе. Возведенный в начале 19 века, в годы правления советской власти он был закрыт и разорен, позже в плачевном состоянии поступил в распоряжение Краеведческого музея Петрозаводска. Храм пережил реконструкцию после того как развалился Советский Союз. Восемь колоколов, украшающих звонницу, отлиты по специальным технологиям. Этот храм — прекрасный образец общеевропейской культуры 19 века, памятник высокого классицизма.
Площадь Кирова является культурным средоточием города: на ней размещаются несколько театров (Музыкальный театр, Русский театр драмы, Театр кукол Республики Карелия, Национальный театр Республики Карелия), центральные музеи (Музей Изобразительных искусств Республики Карелия и выставочный центр музея-заповедника "Кижи", уникальные архитектурные ансамбли XVII-XIX веков.
Изначально Петрозаводск был полностью деревянным, поэтому не странно, что самой востребованной на то время профессией была профессия плотника. В те времена люди верили, что плотники «знают колдовство» и поэтому могут построить плохой дом, сырой и холодный. Заказчики старались угодить плотникам.
А вот с каменщиками и штукатурами дело обстояло сложнее — их искали через объявления в газетах.
Под Петрозаводском имелся кирпичный завод, на котором изготовлялся материал для строительства. После частых пожаров в Петрозаводске возник вопрос о строительстве еще одного кирпичного завода. Уже во второй половине 19 века кирпичные заводы заработали без проблем. Первая каменная часовня была построена в 1891 году.
В 1918 году была установлена Советская власть, после чего город начал развиваться: появились новые постройки, расширились границы. С началом Великой Отечественной войны произошли большие изменения. . Город был сильно разрушен красной армией при отступлении для того, чтобы ничего не досталось врагу. После войны город фактически переживал свое второе рождение.
На сегодня Петрозаводск считается крупным промышленным, научным центром.Выгодность географического положения делает город более привлекательным. Город имеет выход в Баренцево море, Балтийское, Черное, Каспийское, а также Белое море. В городе хорошо развито машиностроительная отрасль, лесная, металлообрабатывающая, деревообрабатывающая и пищевая.
Деревянная церковь Святого Петра и Павла считается наиболее известным зданием города. Церковь сохранила первоначально иконостас, реликт царствования Петра был разрушен в результате пожара 30 октября 1924 году.
От других городов России Петрозаводск отличается своим архитектурным наследием, как доказательство могут выступать Круглый квадрат и собор Александра Невского.
В начале 20 века Петрозаводск был, несмотря на свою провинциальность, главным культурным центром края. Открылись следующие образовательные учреждения: губернская мужская и женская гимназия, ремесленное училище, приходское и духовное, акушерская школа. Публичная библиотека действовала уже с 1860 года. А первая типография возникла еще в 1805 году. В то время была популярна газета «Олонецкие губернские ведомости», а также приложение к ней о происшествиях и советах по ведению домашнего хозяйства.
Очень часто в городе проходили концерты и музыкальные вечера, а излюбленной забавой для жителей были спектакли.
Жители Петрозаводска чтят его историческое и культурное наследие, как доказательство этого служат музеи, мемориальные таблички на домах с именами знаменитых людей, проживавших в Петрозаводске.

(По материалам http://www.101hotels.ru/main/cities/Petrozavodsk/history )

Центр города - проспект Карла Маркса

[url=http://radikal.ru/fp/fa5b12ebdefe4eb8b7563e8906e7b961][img]http://s017.radikal.ru/i425/1308/94/c0d6e69ffa4a.jpg[/img][/url]

На другой стороне - старинные постройки, сохранившиеся до наших дней. Вот так так петрозаводцы бережно хранят свою историю!

[url=http://radikal.ru/fp/ccfbb9bd48144ceeabb0bebc2b0ede2e][img]http://s60.radikal.ru/i169/1308/3f/e21a4e483d33.jpg[/img][/url]

Площадь Ленина, памятник Ильичу (народное название "Ленин в зимнем"). Обычно Ленина изображают в костюме, а здесь он в тулупе, отсюда и название.

[url=http://radikal.ru/fp/3c29a8138a0146cd945658fdadb3b024][img]http://s41.radikal.ru/i092/1308/a7/743dff2aaeae.jpg[/img][/url]

Львы на площади Ленина. Не Питерские,конечно, но все же...

[url=http://radikal.ru/fp/0b0861a127e5485baea16cfa9a923a92][img]http://s019.radikal.ru/i626/1308/75/649c4b46f68a.jpg[/img][/url]

Орел напротив здания МВД. Весьма символично.

[url=http://radikal.ru/fp/3cfd9d907ee3490496aedb382635f32e][img]http://s020.radikal.ru/i710/1308/99/5dcd38bd2556.jpg[/img][/url]

Магазин игрушек

[url=http://radikal.ru/fp/43e4bc32e00847c68843d8b230c6e1a0][img]http://s019.radikal.ru/i609/1308/9a/0c8aed5ecfd6.jpg[/img][/url]

Национальный театр Республики Карелия

[url=http://radikal.ru/fp/70999656285542f6a9f36f145ace4a22][img]http://s019.radikal.ru/i644/1308/58/0ce690e71a2e.jpg[/img][/url]

Музыкальный театр

[url=http://radikal.ru/fp/e89aca41ebac4ec58c409fcf7051d0c1][img]http://s018.radikal.ru/i513/1308/3a/47f92832518d.jpg[/img][/url]

На набережной множество киосков с сувенирами, в которых можно приобрести изделия из бересты, карельской березы и шунгита - камня, обеззараживающего воду. Кстати, единственное месторождение шунгита находится в Карелии.

Свое название камень [b]шунгит[/b] получил от заонежского селения Шуньга, вблизи которого были обнаружены крупные залежи этого чисто карельского полезного ископаемого, известного ранее под другими наименованиями. Честь открытия, этого удивительного камня принадлежит академику Российской Академии Н.Я. Озерецковскому, который первым, обратил внимание на необычайно черную почву острова Кижи и назвал ее «углистым сланцем». Ее описание составляет чуть ли не единственную тему заметок о Кижах и в трудах более поздних исследователей-геологов — Г.П. Гельмерсена и Б.3. Коленко. «Кижский чернозем», «северный антрацит» — все это названия одной и той же породы, из которой местные крестьяне издавна получали стойкую черную краску — «олонецкую чернедь», использовавшуюся в 1812 г. на Александровском заводе в Петровской слободе для окраски стволов артиллерийских орудий.

[url=http://radikal.ru/fp/57ff053879af466fba1844d627d8634d][img]http://i065.radikal.ru/1308/06/fdc2bf9e2a36.jpg[/img][/url]

В порту

[url=http://radikal.ru/fp/8fbfb93e2b6d4661b110e3b4736a36e6][img]http://s020.radikal.ru/i718/1308/6f/ab88c97b584e.jpg[/img][/url]

Наша первая поездка - на остров Кижи. Садимся на "метеор" и едем навстречу ветру по Онежскому озеру. На горизонте клубятся тучи и видно, как идет косой дождь. Приезжаем на остров и с радостью видим, что тучи унесло в сторону Петрозаводска, а Кижи встречают нас теплом и умытыми деревянными мостовыми.

Особо ретивых туристов предупреждают, что на острове водятся гадюки, которые частенько после дождя выползают погреться на солнышке. Поэтому бегать босиком по травке настоятельно не рекомендуется.

Полной грудью вдыхаем свежий воздух, настоенный на травах и хранящий в себе свежесть Онеги. По деревянным настилам, сверкающим как зеркала после прошедшего дождя, идем за гидом.

Далеко по всему острову и его окрестностям разносятся колокольные звоны

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=RpjAYavXj7A[/youtube]


[size=150][color=blue][b]Кижи[/b][/color][/size]

Русский Север по праву называют сокровищницей деревянного зодчества. К числу самых выдающихся произведений народных строителей принадлежит Кижский погост. Нигде больше нельзя увидеть такого размаха строительной фантазии и такого богатства форм. Когда еще издали над серой гладью северных вод встает сказочный город-храм, то невольно вспоминается легендарный Китеж. Это и архитектура, и поэзия, и музыка, слитые воедино.

История Кижей восходит ко временам «старины далекой». Эти места издавна населяли финские народы — карелы и вепсы. Вероятно, тогда на этом месте существовало языческое капище, потому что на языке карелов слово «кижи» означает «место игрищ». Известно, что Спасский Кижский погост на маленьком островке на Онежском озере уже в XV веке был центром большого округа, в который входило 130 деревень с 687 дворами на окрестных островах и на Заонежском полуострове. К этому времени, судя по писцовым книгам дьяка Андрея Плещеева, на погосте уже стояли деревянные церкви, предшественники существующих построек — «Преображенье Спасово, а другая церковь Покров Святой Богородицы». Главная церковь, Спасо-Преображенская, была шатровой. Она была видна издалека, как и нынешние сооружения. Существует предание, что в 1613 году, когда на Заонежье обрушилась волна шведских набегов, кижанам пришлось обороняться в той Преображенской церкви, что стояла на месте нынешней.

Кижский погост видел не только нашествия иноплеменников. Гораздо чаще местным крестьянам приходилось браться за колья, чтобы отбиться от своих «государственников». Еще в 1648 году крестьяне Кижского округа, уставшие от притеснений земского судьи Федора Максимова, избили его прямо в Покровской церкви (не в нынешней, а в той, что стояла на ее месте), за что были впоследствии подвергнуты телесным наказаниям. В 1695 году кижские крестьяне отказались работать на открытых неподалеку железоделательных заводах. По призыву колоколов кижской звонницы они собрались у стен погоста с дубьем и сражались с высланным против них отрядом стрельцов. В 1770 году, во время известного Кижского восстания, местные мужики, вооруженные рогатинами и дубинами, разбили в Кижах отряд правительственных войск. В следующем году восстание было подавлено, и 1 июля 1771 года у стен Преображенской церкви было собрано две тысячи крестьян — давать «подписку о послушании». Все две тысячи мужиков отказались. С помощью солдат «возмутители» были схвачены и жестоко наказаны, многие сосланы в Сибирь.

А в 1714 году на острове появилось чудо русской деревянной архитектуры — знаменитый на весь мир двадцатидвухглавый Преображенский храм. Воздвигнутая в 1714 году как прощание с уходящей Древней Русью, эта церковь словно поэма. И недаром само название «Кижи» стало как бы символом красоты русской души.

Ансамбль Кижского погоста состоит из трех зданий — Преображенской церкви (1714 г.), Покровской церкви (1764 г.) и стоящей между ними колокольни, построенной в 1874 году на месте более старого сооружения. Их окружает деревянная ограда. Несмотря на то что все здания построены в разное время и имеют разную архитектуру, они не выглядят нагромождением построек, а образуют художественное целое.

Различные по высоте и очертаниям, здания погоста составляют живописную несимметричную группу. С разных точек зрения церкви Кижского погоста смотрятся по-разному: они то сливаются в единый массив, то раздельно и четко вырисовываются на фоне неба. «Главный фасад» погоста устроен со стороны озера. Когда-то здесь находилась старинная пристань. Отсюда лучше всего видна вся грандиозность кижских построек.

Центр ансамбля — Преображенская церковь. Ни одна из построек погоста не превзошла ее в величии. Они более скромны и сдержанны и имеют явно подчиненный характер, подчеркивая красоту и значение Преображенского храма. Купола Покровской церкви перекликаются с его пышным многоглавием, а островерхая колокольня по своим очертаниям напоминает его стремительно взлетающий в небо силуэт. Кижские зодчие интуитивно сумели достичь впечатления единства зданий, не прибегая к рассудочной выверенности, — алгеброй, увы, нельзя измерить гармонию.

«Скажем сразу, — пишет исследователь русского деревянного зодчества Я.В. Малков, — нет адекватных средств, чтобы описать Кижское чудо. Никакие словесные, самые подробные портреты и описания, никакие цветные фотографии и слайды не могут вызвать и передать то особое волнение, которое испытываешь в поле ее тяготения. Это резонанс души. Это эффект шедевра, где ни убавить ни прибавить». Не зря существует легенда, что мастер по имени Нестор, строивший кижскую церковь, по окончании работы забросил свой топор в озеро, сказав, что такой красоты он уже не построит никогда, — «Нет и не будет такой!»

Преображенская церковь — самая сложная и нарядная среди всех памятников северного деревянного зодчества. Высота ее до креста центральной главы — 35 м. Кажется, трудно отыскать другое сооружение, где бы так полно была использована вся огромная, накопленная веками строительная мудрость зодчих. Сложнейшая постройка возведена с таким техническим совершенством, что кижская церковь по праву считается вершиной русского плотницкого мастерства.

Построенная в петровские времена, Преображенская церковь тем не менее теснейшим образом связана с допетровскими традициями древнерусского деревянного зодчества. В построении основных элементов церкви видны очень старые плотницкие традиции. Здания с подобной композицией — восьмигранник с четырьмя прямоугольными прирубами — строились на Руси с глубокой древности и назывались «круглыми о двадцати стенах». А многоглавые завершения были известны русским зодчим еще во времена Ярослава Мудрого. И неверно встречающееся иногда в популярной литературе утверждение, будто Кижи не имели аналогов в русском деревянном зодчестве. За пять лет до постройки Преображенской церкви, в 1708 году, в селе Анхимове близ города Вытегры был построен 24-главый храм Покрова Богородицы, силуэт которого практически повторен мастерами-строителями кижского храма. «Не подчиняясь никаким символам и руководствуясь, по-видимому, лишь одной идеей создать храм Божий, необыкновенный по своему величию и виду, в котором главы отмечают только святость места, строители создали два из ряда вон выходящих памятника народного искусства — храм в Вытегорском посаде и храм в Кижах. Оба они построены в начале XVIII века и, в сущности, тождественны по приему», — писал академик И.Э. Грабарь. Внешнее сходство, обилие общих мотивов и элементов, географическая близость двух памятников дали основание считать, что обе церкви были построены одними и теми же мастерами, которые умело использовали великие традиции древнерусского зодчества. Древнерусское зодчество, начатое многоглавой деревянной Софией Киевской, многоглавой деревянной Софией Новгородской, завершается волшебно-сказочным многоглавием Кижской и Анхимовской церквей.

Зодчий, создавший храм, был неподражаемым творцом форм и мотивов. Центральный объем храма образован тремя восьмериками убывающих размеров. Двадцать две крытые лемехом главы церкви ярусами уносятся в поднебесье, создавая незабываемый и уникальный, ни на что непохожий силуэт. На чешуйчатых куполах, на выступах причудливо изогнутых кровель, на ажурных крестах играют яркие пятна света и глубокие тени. Каждая деталь храма кажется вылепленной искусным ваятелем.

Размеры глав варьируются в разных ярусах — во втором ярусе главы чуть меньше, чем в первом, в третьем — больше, чем в первом и втором, а в четвертом главки самые маленькие. Над ними — крупная, примерно в три раза больше, чем остальные, центральная глава, увенчивающая все сооружение.

В 1970-е годы, в период поверхностных восторгов по поводу русского деревянного зодчества, в одночасье ставшего «модным», распространилось и прочно засело в головах убеждение, что церковь в Кижах якобы построена «без единого гвоздя». Неизвестно, кто придумал этот миф. На самом деле в строительстве Преображенской церкви в изобилии использованы кованые железные гвозди — ими крепились фронтонные доски-причелины.

Величествен и внутренний облик храма. Огромные, залитые светом притворы, просторное помещение главного храма, широкие лавки вдоль стен напоминают о том, что Преображенский храм был центром большой округи, что здесь собиралось множество народа. Ни ярких фресок, ни затейливой резьбы, ни цветных изразцов в интерьере храма нет. Вместо них — мощные бревенчатые стены, широкие доски половиц, массивные дверные косяки.

Как и в большинстве северных церквей, главным украшением Преображенской церкви были иконостас и «небо» — роспись потолка. Но первоначальное убранство храма погибло в годы Великой Отечественной войны.

Иконостас Преображенской церкви датируется серединой XVIII века. Покрытый сложным резным орнаментом в виде виноградных лоз, он выполнен с большим техническим мастерством. От раннего убранства храма сохранились лишь несколько икон нижнего ряда — «Зосима и Савватий Соловецкие», «Чудо Георгия о змие», «Преображение Господне».

Вторая церковь Кижского погоста, Покровская, меньше и проще Преображенской. На кубический, основной, объем церкви поставлен восьмигранник, увенчанный девятью главами. Сооружений такого типа на Севере много, как в Карелии, так и в других областях. Покровскую церковь отличают легкость и стройные, удлиненные пропорции. Стоящие по кругу главы образуют нарядную ажурную корону, венчающую здание.

Первоначальный иконостас Покровской церкви утрачен. Существующий иконостас при реставрации в 1956—1959 годах был собран из старинных заонежских икон XVII — начала XVIII века, в основном собранных в деревне Тамбица.

Колокольня — самое позднее сооружение кижского ансамбля. Она построена во второй половине XIX столетия, в период упадка, который переживало в ту пору русское деревянное зодчество. При желании можно найти в ней множество внутренних несоответствий, но главное — это то, что мастерам удалось удивительно точно «вписать» колокольню в старинный ансамбль. Даже в это позднее время русские плотники не потеряли чувства меры.

Существующая деревянная ограда погоста — результат реставрации. Она была воссоздана в 1959 году по образцам сохранившейся древней ограды Ильинского погоста на Водлозере. Внушительные ворота, сторожевые башни по углам, массивные срубы подчеркивают суровость погоста, увеличивают его сходство со старинной крепостью.

(по материалам http://slovari.yandex.ru/~книги/Величайшие%20храмы%20мира/Кижи/ )

Категория: Мои статьи | Добавил: beduinka (13.08.2013) | Автор: Елена
Просмотров: 325 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа


Поиск

Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2018

Создать бесплатный сайт с uCoz